Томская Федерация Туризма

Томский Клуб Туристов

 

 

 

ОТЧЕТ

о горном туристском походе

III (третьей) категории сложности,

проведенном с 05.01.200 по 21.01.2000

на Алтае в районе г.Белухи

 

 

Номер маршрутной книжки: О-111-99

Руководитель: Авраамов Владимир Петрович

 

  


 

Оглавление.

  Введение

  1. Состав похода
  2. Запланированный график движения
  3. Реальный график движения
  4. Описание маршрута
  5. Автомобильная часть путешествия
  6. Список специального снаряжения
  7. Организация питания
  8. Выводы, рекомендации
  9. Приложения

 

Введение.

Этот горнотуристский поход проходил с 05.01.2000 по 21.01.2000 на Алтае в районе г.Белухи. Поход задумывался и организовывался как поход III категории сложности, однако, в силу лавинной опасности последнего перевала полностью пройден не был.

Сопутствующей целью похода было изучение особенностей заброски группы в район похода (г.Томск – пос.Тюнгур) на личном автотранспорте, в качестве которого использовался УАЗик – “Буханка”.

Поход состоял из 5 человек, которыми был осуществлен следующий маршрут: г.Томск - пос.Тюнгур – пер.Кузуяк(н/к) – р.Ак-Кем – оз.Ак-Кемское – пер.Титова(2А) – лед.Мен-Су – пер.Турист(1Б) – пер.Солнца(1Б) – пер.Веселый(1Б) – пер.Дружба(1Б) – оз.Ак-Кемское – р.Ак-Кем – пос.Тюнгур – г.Томск.

Все участники похода остались очень довольны проведенным путешествием.

  

1. Состав похода.

N п/п

Ф.И.О.

Год рождения

Опыт

Должность

1.

Авраамов Владимир Петрович

1969

I – IV* г.у., I – II г.р.

Руководитель, зав.хоз.

2.

Паршин Федор Петрович

1959

I – V г.у., I – III г.р., III з.г.р., 2 ал.р.

Зав. снар., керосинщик

3.

Носов Николай Александрович

1961

I – V г.у., I – III г.р., I – II з.г.р.

Зав. Аптекой

4.

Авдиенко Игорь Алексеевич

1961

I – V г.у., I – II г.р., I з.л.у.

Фотограф

5.

Лопатин Александр Альфредович

1945

Новичок. Iр. велосипед, лыжи.

Участник

 

2. Запланированный график движения.

N п/п

Дата

Участок маршрута

Расстояние, км.

Способ передвижения

1.

07.01

пос.Тюнгур – оз.Ак-Кем

40

Пешком

2.

08.01

--- # ---

 

Пешком

3.

09.01

оз.Ак-Кем – под пер. Дружба

10

Пешком

4.

10.01

пер.Дружба(1Б) – лед.Мен-Су

7

Пешком

5.

11.01

лед.Мен-Су – пер.Веселый(1Б) – пер.Солнца(1Б)

7

Пешком

6.

12.01

пер.Турист(1Б) – под пер.Титова

7

Пешком

7.

13.01

пер.Титова(2А) – оз.Ак-Кем

15

Пешком

8.

14.01

Дневка

 

Пешком

9.

15.01

оз.Ак-Кем – под пер.Буревестник

6

Пешком

10.

16.01

пер.Буревестник(2А) – оз.Кучерлинское

7

Пешком

11.

17.01

оз.Кучерлинское – пос.Тюнгур

45

Пешком

12.

18.01

--- # ---

 

Пешком

Итого: 144 км.

 

3. Реальный график движения.

N п/п

Дата

Участок маршрута

Расст., км.

Примечания

1.

08.01

пос.Тюнгур – оз.Ак-Кем

40

Ясно

2.

09.01

--- # ---

 

Ясно

3.

10.01

--- # ---, дневка

 

Ясно

4.

11.01

оз.Ак-Кем – Томские стоянки (под пер.Титова)

14

Ясно, наверху сильный ветер

5.

12.01

пер.Титова(2А) – лед.Мен-Су

4

Ясно

6.

13.01

Дневка

 

Видим. – 10м., сильный ветер

7.

14.01

лед.Мен-Су - пер.Турист(1Б) – пер.Солнца(1Б) - пер.Веселый(1Б) - лед.Мен-Су

15

Ясно

8.

15.01

пер.Дружба(1Б) - оз.Ак-Кем

15

Ясно,

сильный ветер

9.

16.01

Дневка

 

Ясно

10.

17.01

оз.Ак-Кем – пос.Тюнгур

40

Ясно

11.

18.01

--- # ---

 

Ясно

Итого: 88 км.

Температура на протяжении всего похода держалась в пределах 28-35 о С.

 

 

4. Описание маршрута.

И был день первый.

Выход в 9:20 примерно от 1/3 подъема на пер.Кузуяк. На перевале были в 11:05. Как на перевал, так и с перевала в долину р.Ак-Кем идет заснеженная дорога. Глубина снега около 20-25 см. Далее, по долине реки идет хорошая тропа. В первой половине января река еще не везде замершая, по-этому тропа идет верхом (как летом), преодолевая долины втекающих речек, ручьев и каньон р.Ак-Кем. Встали на бивуак в 17:12 немного не доходя верхней точки каньона. В нижней части долины дрова в основном лиственничные и горят плохо.

И был день второй.

Выход в 9:10. К обеду прошли каньон. Здесь долина расширяется, и тропа периодически выходит на реку. В местах, где тропа выходит на лед, следует идти разрозненной группой с интервалом движения примерно 5 – 6 метров, воизбежание пролома льда и принятия освежающей ванны. Остановились на ночлег немного не доходя оз.Ак-Кем. Здесь дрова хорошие, горят ярко и жарко. Следует отметить, что на всем протяжении пути от пос.Тюнгур до оз.Ак-Кем присутствует хорошая тропа, снега мало, необходимости в лыжах нет.

И был день третий.

Выход в 10:22. В 11:34 прибыли на оз.Ак-Кем на базу Ак_Кемского КСО. Перед озером зимой тропа выходит на лед. На базе нас ждал теплый домик, чай, а ближе к вечеру – баня. Днем занимались перепаковкой продуктов и рюкзаков.

И был день четвертый.

Выход в 9:15. Начали подъем по долине Ак-Кем к подъему в цирк пер.Дружба. Зимой этот участок пути удобнее проходить сперва прямо по озеру, а потом прямо по реке. Река выше озера застывшая, иногда встречаются свежие наледи. Поскольку падение реки здесь большое и периодически встречаются мини- водопады (высотой 1 – 2 м, крутизна до 25 – 30 о), рекомендуется идти в кошках. Особенно стоит опасаться прибрежных областей воды шириной примерно 50 – 60 см., т.к. в этих местах лед, зачастую, весьма тонок, а то и отсутствует вообще (слой мокрого снега), что чревато непреднамеренной стиркой нижней части штанов, носок и обуви. К сожалению, об этой особенности забыли двое участников (в числе которых был и руководитель). В результате оба искупались примерно по колено. Следует отметить, что в этом месте дров уже нет. Дрова кончаются примерно через 1–1,5 км выше базы КСО. В сложившейся ситуации, принимая во внимание то, что на Томских стоянках (под пер.Титова) стоит стационарный домик (в котором при желании можно разместить около 15 человек), было решено идти маршрут в обратном порядке и заночевать в этом домике. На Томских стоянках были в 17:12. В верхней части лед.Родзевича был сильный ветер. На всем протяжении пути снега мало.

И был день пятый.

Выход в 8:55. Прохождение пер.Титова(2А). Перед перевальным взлетом снежная мульда около 50м. Перевальный взлет представляет собой крупную осыпь крутизной 30о протяженностью 150м засыпанную снегом (в январе фирн еще не образовался). Перед самой седловиной 4-5м несложных скал. На пер.Титова были в 12:22. Спуск представляет собой ледовый склон 35-40 о покрытый глубоким снегом (80см.) толщина которого падает через 25 м до 40-50см. На расстоянии 50-55 м от седловины – засыпанный снегом бергшрунд. Спуск по перилам. Промежуточная станция – на льду. В зимних условиях ледобуры заходят в лед в два прохода (сперва – сколько сможешь, выкручиваешь, отогреваешь в руке, выдуваешь ледяную пробку, закручиваешь до конца). После бергшрунда спуск технической сложности не представляет. Выход спуска – в мульду (10м). Спустились на приток лед.Мен-Су. Пройдя около 1 часа вниз от конца спуска с перевала в мульде вырыли пещеру (выше лед.Мен-Су примерно на 250м), предварительно отправив двух человек на разведку на лед.Мен-Су. Постройка пещеры втроем заняла примерно 2,5 часа и была закончена в 17:23. Ледник закрытый. Снега мало.

И был день шестой.

Выход в 9:06. Видимость – 10-12 м. Пурга. Прошли около 100 м и вернулись обратно в пещеру по своим следам, которые уже видны были с трудом. Вынужденная дневка.

И был день седьмой.

Погода наладилась. Слабый ветерок, видимость хорошая. Было решено пройти три перевала за один день, принимая во внимание опыт участников, дабы не тревожить спасателей своим долгим отсутствием. Выход в 7:56. Спуск на ледник Мен-Су сложности не представляет. Большей частью это покрытая фирном и снегом морена.

На пер.Турист были в 10:37. Подход к перевалу проходит по закрытому леднику и технической трудности не представляет. До самой перевальной седловины идет фирн. Присутствует объективная опасность в виде отколов висячих ледников с вершины “50 лет КПСС”. Были видны свежие сколы ледопадов по ширине всего ледника. Спуск с перевала представляет собой расширяющийся к низу ледовый кулуар крутизной 30-35 о протяженностью около 60м, покрытый снегом глубиной 0,8-1,2м. Снег перекристаллизованный. Лавиноопасно.

На пер.Солнце были в 12:17. Этот перевал при спуске с пер.Турист определяется как самая верхняя седловина в гребне слева. Перевальный взлет представляет собой снежно-фирновый склон 30 о протяженностью 120м. Тур зимой найти не удалось. Спуск в сторону пер.Веселый представляет из себя снежный склон 30-35 о протяженностью 60м. Глубина снега 1-1,2м. Лавиноопасно. В начале спуска – крутой участок протяженностью 5 м. Путь от пер.Солнце до пер.Веселый проходит через два перепада примерно по 50-60м. Много снега (1-1,2м). Снег перекристаллизованный. Лавиноопасно.

Под пер.Веселый со стороны лед.Куркуре сложная снеговая ситуация. Перекристаллизованный снег (1-1,3м), местами покрытый фирновой доской (около 30см.). Лавиноопасно. Преодолевается такой снег в три такта: локоть + грудь, колено, ступня. Во избежание схода лавины подъем на перевал рекомендуется осуществлять преимущественно от скалы к скале. На пер.Веселый были в 14:26. Спуск с перевала в стороны лед.Мен-Су представляет из себя фирновый склон 25-30 о протяженностью 70-80м. Спуск до лед.Мен-Су проходит по хорошо забитой снегом морене при перепаде высоты около 200м.

В пещере были в 17:43.

И был день восьмой.

Выход из пещеры в 9:20. Подход под пер.Дружба проходит по закрытому фирном (местами неглубоким снегом) леднику. Сильный ветер. Перевальный взлет представляет собой ледовый склон 30-35 о протяженностью 70-80м. Склон покрыт фирном в преремешку с неглубоким снегом, имеющим фактуру сахара. В верхней части осыпь протяженностью 30м. На перевале были в 12:10. Спуск с перевала в сторону лед.Ак-Кем начинается скально-осыпным склоном 30-35 о протяженностью 15м. Далее склон становится фирно-снежным около 30 о протяженностью 60м.

Спуск от языка ледника в долину р.Ак-Кем проходит по средней и крупной осыпи. В первой половине января эта осыпь покрыта слоем снега 25-30см еще не превративщегося в фирн. Передвигаться по такой осыпи очень неудобно и медленно, т.к. существует большая вероятность подвернуть ногу, ибо что делается под снегом невидно. В этом месте мы поблагодарили случай, за счет которого вначале маршрута мы пошли на пер.Титова, а не на пер.Дружба. По такой осыпи сложно спускаться, но еще сложнее подниматься. И мы бы не вписались в установленные контрольные сроки.

На базу КСО прибыли в 18:14.

Вечером, за чаем нас обрадовал дежурный спасатель. Он нам сообщил, что наш последний перевал Буревестник и ближайший к нему Рига-Турист закрыты в связи с лавинной опасностью. В результате, нам оставалось уходить из района по пути подъема, т.е. по реке Ак-Кем, через перевал Кузуяк.

И был день девятый.

Дневка. Чай. Преферанс.

И был день десятый.

Выход с базы КСО в 8:35. На ночлег остановились под началом подъема на пер.Кузуяк на пасеке в 17:40.

И был день одиннадцатый.

Выход с пасеки в 9:30. Прибыли в пос.Тюнгур в 12:43, где нас ждал наш УАЗик. Потратив на разогрев и запуск последнего чуть больше часа, мы отправились в обратный путь.

 

5. Автомобильная часть путешествия.

Из Томска выехали 05.01 в 8:00. В Новосибирске были около 13:00. Выехали из Новосибирска в 14:25. В 21:42 были в Бийске, где и заночевали.

Выехали из Бийска в 10:32. Прибыли в Горно-Алтайск в 12:43. Выехали из Горно-Алтайска в 15:50. На ночь остановились в Усть-Коксе в 21:47.

Выехали из Усть-Коксы в 10:25. Прибыли в Тюнгур в 12:40.

Расстояние Томск – Бийск : 650 км., Бийск – Тюнгур : 550 км.

Затраты на горючее для УАЗика вычисляются исходя из расчета 1км = 1руб (в ценах 01.2000, 80-й – 4.90).

На всем протяжении пути проблем с бензином нет. Почти до самого Тюнгура существуют заправочные станции, причем цены везде практически одинаковы. Единственный отрицательный момент – чем дальше в горы, тем хуже бензин (правда, не сильно хуже). После Горно-Алтайска 92-й бензин может быть не везде. Имеет смысл брать некоторое количество хорошего бензина с собой.

В Тюнгуре машину можно оставить за определенную плату либо у местных во дворе, либо на турбазе на правом берегу Катуни (правда зимой турбаза не работает).

До Усть-Кучерлы дорога идет хорошая. Далее, дорога через Кузуяк зимой засыпана снегом, и возможность ее использования зависит от глубины снега и проходимости машины.

Дальше Горно-Алтайска, в отличие от других знаков ограничения скорости, не следует пренебрегать знаком ограничения скорости “20 км/ч”, т.к. за ним действительно находится опасность. На этом отрезке пути приходится преодолевать несколько перевалов по “серпантину”.

 

 

 

6. Список специального снаряжения.

Общественное снаряжение.

Наименование

Количество

Веревка основная, 45 м

2

Ледобуры

10

Карабины

10

Скальные крючья

6

Лавинная лопата

2

Ножовка для снега и фирна

1

Личное снаряжение.

Наименование

Количество

Карабины

2

Ледоруб

1

Спусковое устройство

1

Репшнур

1

Жумар

1

Лавинный шнур

1

 

 

7. Организация питания.

В целях экономии времени ввиду короткого светового дня зимой была применена схема питания с сухим обедом. В меню сухих обедов входили: сухари, сало, колбаса, сыр, смески (печенье, мед, варенье, масло,…), конфеты, курага, чай в двухлитровом термосе, который заполнялся на завтраке.

 

 

8. Выводы, рекомендации.

  1. На пути от Тюнгура до оз.Ак-Кем присутствует хорошая тропа, снега мало и необходимости в лыжах нет.
  2. В первой половине января на ледниках Родзевича и Мен-Су снега мало. За перевалами Турист, Веселый в районе ледника Куркуре снега очень много и велика лавинная опасность.
  3. В первой половине января прохождение перевала Дружба предпочтительнее со стороны ледника Мен-Су, т.к. подъем по покрытой снегом, а не фирном, средней и крупной морене под перевал со стороны Ак-Кема утомителен, долог и чреват повреждениями ног.
  4. При движении по замершей реке нужно быть внимательными и опасаться прибрежных областей 50-70см.
  5. Подход под перевал Турист со стороны ледника Мен-Су зимой объективно опасен, т.к. полностью простреливается отколами висячих ледников с вершины “50 лет КПСС”.
  6. В зимнее время перевалы Буревестник и Рига-Турист очень часто закрыты ввиду лавинной опасности.
  7. В высокогорной части предпочтительнее жить в пещере в виду сильных ветров и мороза.
  8. В зимних условиях предпочтительнее пользоваться фотоаппаратами с диафрагменным затворным механизмом (ф.а. “Смена”), а не со шторками (ф.а. “Зенит”), т.к. шторки замерзают и аппарат выходит из строя. Можно Рекомендовать также аппараты с металлическими шторками (ф.а. “Киев”).
  9. На оз.Ак-Кем стоит КСО, в чьем распоряжении находится несколько теплых балков, которыми можно воспользоваться.
  10. Применение личного автотранспорта для заброски на Алтай очень удобно и финансово окупается начиная с 5 человек.

 

9. ПРИЛОЖЕНИЯ.


ГЛАВНАЯ | О клубе ТАКТ | ШКОЛА | ТАКТика | Библиотека | Ссылки | ПЕСНИ | FOTO | БОРТЖУРНАЛ taktweb@mail.ru
На главную